Положение о школьном ученическом самоуправлении МКОУ АГО «Заринская СОШ»
1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», на основании Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», письма Министерства образования России от 11.02.2000 № 101/28-16 «Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях» и устава общеобразовательной организации. 1.2 В школе жизнь ученического коллектива организуется на основе самоуправления. 1.3 Ученическое самоуправление — это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности обучающихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. 1.4 Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение школьниками тех вопросов жизни ученического коллектива, которые они готовы (могут) решать. 1.5 Деятельность органов ученического самоуправления в школе осуществляется на основе Федерального Закона «Об образовании» от 29.12.2012 года №273 — ФЗ, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г №124-ФЗ, Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава школы и настоящего Положения. 1.6 Порядок формирования органов ученического самоуправления определяется данным Положением и Положением о выборах органов ученического самоуправления. Общее руководство развитием ученического самоуправления осуществляется Советом старшеклассников. 2. Цели и задачи Цель: организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в управлении своей школьной жизнью. Задачи: · реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением; · формирование потребностей и интересов, необходимых для успешной самореализации в обществе; · усвоение основных социальных компетенций, необходимых современному выпускнику школы как основа его успешности в будущем; · развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности; · определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся; · организация деятельности органов УС; · Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения; · Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного процесса. · воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни; · подведение итогов работы, анализ ее результатов; 3. Принципы построения и развития ученического самоуправления Равноправие — все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения; · Выборность — полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений; · Откровенность и гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся; · Законность — неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов; · Целесообразность — деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся; · Гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах; · Самодеятельность — творчество, активность, самостоятельность учащихся; · Ответственность — регулярный отчет о проделанной работе и её результатах перед представителями УС, учащимися и учителями.
4. Функции ученического самоуправления: · Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность; · Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе; · Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы; · Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности; · Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.
5. Система ученического самоуправления Система школьного самоуправления имеет 2 уровня: · первый (базисный) уровень — классное, ученическое самоуправление; · второй — школьное ученическое самоуправление; Структура первого уровня — ученическое управление на уровне классных коллективов (5-11-е классы). Каждый учащийся входит в то или иное классное ученическое министерство. Каждый класс избирает из своего состава президента и министров. Из министров классов образуется совет учащихся класса. Обязанности членов совета класса: · президент отвечает за работу каждого члена; министры отвечают: а) за дела внутри класса; б) за общешкольные дела, в которых принимает участие класс; в) за связь отряда с внешкольной образовательной и социокультурной средой. Функции совета отряда: · подготовка и проведение классных собраний; · анализ деятельности своих членов; · подготовка информации-отчета и предложений, отражающих потребности детей в вышестоящие органы. Высший орган самоуправления — собрание класса, во главе которого находится президент. Структура второго уровня — школьное ученическое самоуправление. Это школьные ученические министерства («Образование», «МВД», «Печати», «Культуры», «Объединения»), состоящие из президентов классов. Школьное ученическое самоуправление возглавляют президент и министры. Работе школьного ученического самоуправления помогают педагоги-консультанты, в роли которых выступают заместитель директора и педагоги, способные оказать помощь. Функции школьного ученического самоуправления: 1. Выработка и принятие решения. 2. Доведение принятого решения до каждого класса. 3. Организация выполнения принятого решения. 4. Создание условий для выполнения решения. 5. Получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль. 6. Подготовка аналитической информации и предложений по улучшению общешкольной жизни на совет учащихся школы и совет школы
Функции совета учащихся школы: 1. Проведение анализа работы классных органов самоуправления. 2. Подготовка анализа и предложений на совет школы. 3. Анализ работы самих членов. 4. Обеспечение социальной защиты учащихся. Структура третьего уровня. Это совет школы, который состоит из президентов классов, педагогов и родителей. Руководит советом школы директор.
Функции совета школы: 1. Работа над созданием перспективного плана развития ОУ. 2. Сотрудничество с другими учреждениями и организациями с целью привлечения средств и ресурсов для укрепления материально-технической базы ОУ. 3. Содействие в разработке нормативно-правовой базы для организации деятельности ОУ 4. Выработка, принятие и реализация решений, касающихся деятельности ОУ. 6. Структура школьного самоуправления
7. Права и обязанности органов ученического самоуправления 7.1. Права и обязанности учащихся: · избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива; · проявление инициативы при проведении любого дела, как школьного, так и классного; · внесение предложений по развитию ученического самоуправления · проявление свободу слова; · выборы сферы деятельности в соответствии со своими интересами; · отстаивание своих прав и интересов. 7.2. Права и обязанности Собрания классного коллектива: · обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся; · обсуждение участия в общешкольных делах; · выбирает министра(командира, лидера и т. п.), представителей в органы ученического самоуправления класса и школы; · заслушивание информации о текущих делах, отчеты о выполнении поручений; · утверждение планов деятельности; · обсуждение разных памяток, положений (например, о консультантах по предмету). 7. 3. Права и обязанности Совет класса: · выборы министра (лидера) Совета класса; · организация выполнения решений классного собрания и органов ученического самоуправления школы; · формирует соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности; · выборы ответственных за каждый участок деятельности; · организация самообслуживания учащихся; · обеспечение дисциплину и порядок в классе; · организация помощи в учебе учащимся, имеющим проблемы; · подготовка и проведение классных собраний и других классных мероприятий. 7.4. Права и обязанности Совета обучающихся: · организация контроля за работой органов классного самоуправления; · организация работы по плану деятельности по направлениям; · обеспечение дисциплины и порядка в школе; · информирование учащихся о текущих делах и о результатах их проведения с помощью СМИ (объявления на информационном стенде, на сайте школы, в местных газетах). 7.5. Права и обязанности Заседания Совета обучающихся: · выборы органов самоуправления (совет дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определение их полномочий; · выборы министра (лидера) Совета обучающихся. · выборы ответственных за каждый участок деятельности; · формирование соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности · обсуждение и поиски путей решения злободневных проблем школы; · защита прав обучающихся школы; · встреча с администрацией школы; · обмен опытом; · отчет о проделанной работе; · ведение документации Совета (протоколы заседаний). Права и обязанности Совета старшеклассников и Заседания Совета школы прописаны в Уставе школы.
8. Содержание деятельности . 8.1. Вся деятельность планируется самими обучающимися. В ходе реализации плана обучающимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне. 8.2. Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом интересов обучающихся, ведущими видами деятельности, а также с учетом общешкольной программы воспитания 8.3. Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами.
8.4. Ведущие виды деятельности: · военно-патриотическая деятельность – забота о ветеранах ВОВ и тружениках тыла, операции по облагораживанию захоронений и памятников, проведение уроков мужества, встреч с ветеранами войн и тружениками тыла; · познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация; · трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства по школе и классу; · спортивно-оздоровительная деятельность — организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья; · художественно-эстетическая деятельность — концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки; · информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы; · профилактическая деятельность — организация дежурства по школе, контроль за посещаемостью и порядком; · краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий. Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления так, чтобы все представители органов самоуправления были охвачены. 8.5. Примерные названия рабочих органов — министерств (сектора, штабы и т.п.) · дисциплины и порядка (МВД), · учебный (образования), · досуговый (культуры), · трудовой (труда), · работа по направлению (объединения), · спортивный (спорта), · информационный (печати). 8.6. Каждый рабочий орган избирает путем голосования своего руководителя (председателя, ответственного и т.п.). 8.7. У каждого представителя органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.
9. Ученическое самоуправление и педагоги. 9.1. Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители и учителя) оказывают органам ученического самоуправления, их лидерам необходимую помощь, но не подменять их. 9.2. Функциональные обязанности педагогического коллектива: · Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления. · Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов. · Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением. · Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.) · Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника. Таким образом, самоуправление в школе функционирует на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). 9.3. Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложениям у органам ученического самоуправления, высказывать свои замечания по их работе, но решения органы ученического самоуправления решают сами. Педагоги не могут отменять решения ученического самоуправления, но могут обжаловать их в вышестоящих органах самоуправления (сами или через директора школы); 9.4. Если директор школы не согласен с решением органа ученического самоуправления, он может приостановить его исполнение до рассмотрения на Управляющем совете школы. Если учащиеся школы проводят закрытое классное собрание, они обязаны в тот же день информировать классного руководителя о принятых собранием решениях. 9.5. Учителя начальных классов с помощью шефов осуществляют систематическую подготовку младших школьников к участию в ученическом самоуправлении.
10. Ожидаемые результаты: · Повышение гражданской позиции школьников; · Повышение заинтересованности в развитии школы; · Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями; · Увеличение занятости детей во внеурочное время; · Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся; · Активизация творческой деятельности учащихся; · Снижение количества детей, имеющих вредные привычки; · Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
11. Основные формы ученического самоуправления. 11.1. Основные формы: · Заседания Совета ученического самоуправления; · Участие в работе собрания; · Участие в работе ученических и родительских собраний; · Проведение благотворительных и иных акций; · Проведение социологических опросов; · Участие в работе творческих групп; · Проведение круглых столов; · Организация и проведение досуговых мероприятий; · Организация и проведение спортивных соревнований; 11.2. Другие формы работы. · Анкетирование; · Тренинги; · Деловые и ролевые игры; · Дебаты. · Организация обучения актива.
12. Управленческий блок 12.1. Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления. 12.2. Основными функциями социального управления являются · сбор информации и её анализ (производится участниками УС, председателем УС и педагогом-организатором). · планирование (производится участниками УС, корректируется и дополняется Председателем, педагогом-организатором и зам. директором). · организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности (осуществляется педагогом-организатором и классными руководителями). · контроль (производится Председателем совета, педагогом-организатором и зам. директора). · регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы (педагог-организатор и зам. директора). 12.3. Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл. |
|
||||||