Школьное самоуправление

Положение

о школьном ученическом самоуправлении

МКОУ АГО «Заринская СОШ»

 

1. Общие положения

1.1  Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012  «Об образовании в Российской Федерации», на основании Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», письма Министерства образования России от 11.02.2000 № 101/28-16 «Мето­дические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях» и устава общеобразовательной организа­ции.

1.2 В   школе жизнь ученического коллектива организуется на основе самоуправления.

1.3 Ученическое самоуправление —  это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности обучающихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

1.4 Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение школьниками тех вопросов жизни ученического коллектива, которые они готовы (могут) решать.

1.5 Деятельность органов ученического самоуправления в школе осуществляется на основе Федерального Закона «Об образовании» от 29.12.2012 года №273 — ФЗ, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г №124-ФЗ, Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава школы и настоящего Положения.

1.6 Порядок формирования органов ученического самоуправления определяется данным Положением и Положением о выборах органов ученического самоуправления. Общее руководство развитием ученического самоуправления осуществляется Советом старшеклассников.

 2. Цели и задачи

Цель:

организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в управлении своей школьной жизнью.

Задачи:

·        реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;

·        формирование потребностей и интересов, необходимых для успешной самореализации в обществе;

·        усвоение основных социальных компетенций, необходимых современному выпускнику школы как основа его успешности в будущем;

·        развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;

·        определение организационной структуры ученическо­го коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;

·        организация деятельности органов УС;

·        Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения;

·        Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного процесса.

·        воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

·        подведение итогов работы, анализ ее результатов;

3. Принципы  построения и развития ученического самоуправления

Равноправие — все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

·        Выборность — полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;

·        Откровенность и гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;

·        Законность — неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;

·        Целесообразность — деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

·        Гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

·        Самодеятельность — творчество, активность, самостоятельность учащихся;

·        Ответственность —  регулярный отчет о проделанной работе и её результатах перед представителями УС, учащимися и учителями.

 

4. Функции ученического самоуправления:

·        Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность;

·        Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;

·        Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы;

·        Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности;

·        Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.

 

5.  Система ученического самоуправления

Система школьного самоуправления имеет 2 уровня:

·  первый (базисный) уровень — классное, ученическое самоуправление;

·  второй — школьное ученическое самоуправление;                                                                                                                           Структура первого уровня — ученическое управление на уровне классных коллективов (5-11-е классы). Каждый учащийся входит в то или иное классное ученическое министерство. Каждый класс избирает из своего состава президента и министров. Из министров классов образуется совет учащихся класса.                                                              Обязанности членов совета класса:

·  президент отвечает за работу каждого члена;                                                                                            министры отвечают:

а) за дела внутри класса;

б) за общешкольные дела, в которых принимает участие класс;

в) за связь отряда с внешкольной образовательной и социокультурной средой.

Функции совета отряда:

·  подготовка и проведение классных собраний;

·  анализ деятельности своих членов;

·  подготовка информации-отчета и предложений, отражающих потребности детей в вышестоящие органы.

Высший орган самоуправления — собрание класса, во главе которого находится президент.

Структура второго уровня — школьное ученическое самоуправле­ние. Это школьные ученические министерства («Образование», «МВД», «Печати», «Культуры», «Объединения»), состоящие из президентов классов. Школьное ученическое самоуправление  возглавляют президент и министры. Работе школьного ученического самоуправления помогают педагоги-консультанты, в роли которых выступают заместитель директора и педагоги, способные оказать помощь.

Функции школьного ученического самоуправления:

1. Выработка и принятие решения.

2. Доведение принятого решения до каждого класса.

3. Организация выполнения принятого решения.

4. Создание условий для выполнения решения.

5. Получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.

6. Подготовка аналитической информации и предложений по улучшению общешкольной жизни на совет учащихся школы и совет школы

 

Функции совета учащихся школы:

1. Проведение анализа работы классных органов самоуправления.

2. Подготовка анализа и предложений на совет школы.

3. Анализ работы самих членов.

4. Обеспечение социальной защиты учащихся.

Структура третьего уровня. Это совет школы, который состоит из президентов классов, педагогов  и родителей.  Руководит советом школы директор.

 

Функции совета школы:

1. Работа над созданием перспективного плана развития ОУ.

2. Сотрудничество с другими учреждениями и организациями с целью привлечения средств и ресурсов для укрепления материально-технической базы ОУ.

3. Содействие в разработке нормативно-правовой базы для организации деятельности ОУ

4. Выработка, принятие и реализация решений, касающихся деятельности ОУ.

6. Структура школьного самоуправления

Классные министерства:

1. Министерство образования.

2. Министерство внутренних дел.

3. Министерство культуры.

4. Министерство печати.

5. Министерство объединения.

 

 

Школьные министерства:

1. Министерство образования.

2. Министерство внутренних дел.

3. Министерство культуры.

4. Министерство печати.

5. Министерство объединений.

 

 

 

 

 

 

 

7. Права и обязанности органов ученического самоуправления

7.1. Права и обязанности учащихся:

·        избирать и быть избранным в  органы    ученического     самоуправления      с  учетом    личного    желания     и  рекомендации  классного  коллектива;

·        проявление  инициативы  при  проведении любого дела, как школьного, так и классного;

·        внесение предложений по развитию ученического самоуправления

·        проявление свободу слова;

·        выборы  сферы деятельности в соответствии со своими интересами;

·        отстаивание своих прав и интересов.

7.2. Права и обязанности Собрания классного коллектива:

·        обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся;

·        обсуждение участия в общешкольных делах;

·        выбирает министра(командира, лидера и т. п.), представителей в органы ученического самоуправления класса и школы;

·        заслушивание информации о текущих делах, отчеты о выполнении поручений;

·        утверждение планов деятельности;

·        обсуждение разных памяток, положений (например, о консультантах по предмету).

7. 3. Права и обязанности Совет класса:

·        выборы министра (лидера) Совета класса;

·        организация   выполнения   решений   классного   собрания   и   органов ученического самоуправления школы;

·        формирует соответствующие микрогруппы  по направлениям деятельности;

·        выборы ответственных за каждый участок деятельности;

·        организация самообслуживания учащихся;

·        обеспечение дисциплину и порядок в классе;

·        организация помощи в учебе учащимся, имеющим проблемы;

·        подготовка и проведение   классных   собраний   и   других   классных мероприятий.

7.4. Права и обязанности Совета обучающихся:

·        организация контроля за работой органов классного самоуправления;

·        организация работы по плану деятельности по направлениям;

·        обеспечение дисциплины и порядка в школе;

·        информирование учащихся о текущих делах и о результатах их проведения с помощью СМИ (объявления на информационном стенде, на сайте школы, в местных газетах).

7.5. Права и обязанности Заседания Совета обучающихся:

·        выборы органов самоуправления (совет дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определение их полномочий;

·        выборы министра (лидера) Совета обучающихся.

·        выборы ответственных за каждый участок деятельности;

·        формирование соответствующие микрогруппы  по направлениям деятельности

·        обсуждение и  поиски путей решения злободневных проблем школы;

·        защита прав обучающихся школы;

·        встреча с администрацией школы;

·        обмен опытом;

·        отчет о проделанной работе;

·        ведение документации Совета (протоколы заседаний).

Права и обязанности Совета старшеклассников  и Заседания Совета школы прописаны в Уставе школы.

 

8. Содержание деятельности .

8.1. Вся деятельность планируется самими обучающимися.

В ходе реализации плана обучающимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

8.2. Каждый классный коллектив свободен в выборе содержания деятельности, но с учетом интересов обучающихся, ведущими видами деятельности, а также с учетом общешкольной программы воспитания

8.3. Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами.

 

8.4. Ведущие  виды деятельности:

·        военно-патриотическая деятельность – забота о ветеранах ВОВ и тружениках тыла, операции по облагораживанию захоронений и памятников, проведение уроков мужества, встреч с ветеранами войн и тружениками тыла;

·        познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры,  диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация;

·        трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства по школе и классу;

·        спортивно-оздоровительная деятельность —  организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований,  дней  здоровья;

·        художественно-эстетическая деятельность  — концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки;

·        информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы;

·        профилактическая деятельность — организация дежурства по школе,  контроль за посещаемостью и порядком;

·        краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий.

Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления так, чтобы все представители органов самоуправления были охвачены.

8.5. Примерные названия рабочих органов  — министерств (сектора, штабы и т.п.)

·        дисциплины и порядка (МВД),

·        учебный (образования),

·        досуговый (культуры),

·        трудовой (труда),

·         работа по направлению (объединения),

·        спортивный (спорта),

·        информационный (печати).

8.6. Каждый рабочий орган избирает путем голосования своего руководителя (председателя, ответственного и т.п.).

8.7. У каждого представителя органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.

 

9. Ученическое самоуправление и педагоги.

9.1. Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители и учителя) оказывают органам ученического самоуправления, их лидерам необходимую помощь, но не подменять их.

9.2. Функциональные обязанности педагогического коллектива:

·        Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

·        Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

·        Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

·        Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)

·        Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, самоуправление в школе функционирует на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы).

9.3. Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложениям у органам ученического самоуправления, высказывать свои замечания по их работе, но решения органы ученического самоуправления решают сами.

Педагоги не могут  отменять решения ученического самоуправления, но могут обжаловать их в  вышестоящих органах самоуправления (сами или через директора школы);

9.4. Если директор школы не согласен с решением органа ученического самоуправления, он может приостановить его исполнение до рассмотрения на Управляющем совете школы.

Если учащиеся школы проводят закрытое классное собрание, они обязаны в тот же день информировать классного руководителя о принятых собранием решениях.

9.5. Учителя начальных классов с помощью  шефов  осуществляют систематическую подготовку младших школьников к участию в ученическом самоуправлении.

 

10. Ожидаемые результаты:

·        Повышение гражданской позиции школьников;

·        Повышение заинтересованности в развитии школы;

·        Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;

·        Увеличение занятости детей во внеурочное время;

·        Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

·        Активизация творческой деятельности учащихся;

·        Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

·        Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

 

11. Основные формы ученического самоуправления.

11.1. Основные формы:

·        Заседания Совета  ученического  самоуправления;

·        Участие в работе собрания;

·        Участие в работе ученических и родительских собраний;

·        Проведение благотворительных и иных акций;

·        Проведение социологических опросов;

·        Участие в работе творческих групп;

·        Проведение круглых столов;

·        Организация и проведение досуговых мероприятий;

·        Организация и проведение спортивных соревнований;

11.2. Другие формы работы.

·        Анкетирование;

·        Тренинги;

·        Деловые и ролевые игры;

·        Дебаты.

·        Организация обучения актива.

 

12.  Управленческий блок

12.1. Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.

12.2. Основными функциями социального управления являются

·        сбор информации и её анализ (производится участниками УС,

председателем УС и педагогом-организатором).

·        планирование (производится участниками УС, корректируется и дополняется Председателем, педагогом-организатором и зам. директором).

·        организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности (осуществляется педагогом-организатором и классными руководителями).

·        контроль (производится Председателем совета, педагогом-организатором и зам. директора).

·        регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы (педагог-организатор и зам. директора).

12.3. Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.